Правильная речь ребёнка

Чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связанная речь должна быть заслугой  прежде всего семейного воспитания. Однако, к сожалению, в последнее время родители  отодвигаются и даже не замечают этой проблемы у своих детей. Некоторые наивно полагают, что их ребёнок(5-6лет) ещё мал, что всё у него пройдёт само собой, что сами они только в 7-8 лет стали правильно произносить все звуки.

Действительно, существует такое понятие, термин «возрастное косноязычие»- это когда ребёнок до 5 лет нечётко или смягчённо произносит некоторые звуки или заменяет звуки на более лёгкие, например, р-л, ш-с,    л-ль. Однако,  к 5 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков.

Но если у ребёнка в 4 года сформировалось искаженное произношение звуков, например, горловое произношение звука «р», боковое- шипящих, межзубное- свистящих, опрометчиво надеяться, что все эти нарушения исправятся сами. Эти нарушения никогда сами не исчезают, а только закрепляются, и требуется квалифицированная помощь специалиста для их преодоления.

Что же должно послужить сигналом к тому, что необходима  консультация или помощь логопеда?

Время обращения к логопеду очень индивидуально.

1.Если ваш ребёнок в 2,5- 3года не говорит простыми фразами, заменяет целое предложение одним словом, начинайте бить тревогу и обращайтесь к логопеду.

2.Если вашему ребёнку 4 года, он говорит, но его речь понятна только вам и практически не воспринимается другими, обязательно обращайтесь к логопеду.

3.Любые нарушения в произношении звуков у детей после 4,5-5 лет рассматриваются не как возрастное косноязычие, а как дефекты произношения, и их нужно исправлять.

Часто родители обращают внимание на состояние речи своего ребёнка непосредственно перед поступлением в школу. И совершенно напрасно, потому что они создают дополнительные проблемы и ему, и себе.

Давно доказано, что все нарушения речи целесообразнее и эффективнее корригировать, исправлять именно в дошкольном возрасте.

Если же нарушения остаются при поступлении в школу, можно с уверенностью сказать, что нарушения речи обязательно отразятся и на успеваемости, и на поведении. Многие дети обычно стесняются своего недостатка, особенно, если замечают, что над ними посмеиваются, передразнивают. Они неохотно поднимают руку на уроке, стараясь остаться незамеченными, становятся замкнутыми, обидчивыми и раздражительными, агрессивными.

Недостатки устной речи часто влияют на письменную речь. Многие дети, особенно с серьёзными нарушениями речи, пишут так, как говорят. У них вторично проявляется нарушение письменной речи- дисграфия.

Оптимальный вариант- когда речь ребёнка развивается своевременно, правильно, не имеет никаких отклонений. Это происходит тогда, когда с ребёнком  целенаправленно занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома.

Речь не передаётся по наследству. Ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произносили звуки и слова. Нужно чаще и больше разговаривать с ребёнком(не в 4-5 лет, а с рождения).

Нужно обязательно читать детям книги, показывать иллюстрации к ним, беседовать по ним, учит с ними небольшие стихи, загадывать загадки(как они это любят), рассказывать сказки, играть в различные игры: «Услышь звуки», «Придумай слова со  звуком «С»; «З», «Поймай звук «Р» и т.д.

Очень важно развивать у детей фонетический и фонематический слух(это умение слышать и различать звуки). Это основа грамотного письма, это первое и наиболее важное, чем нужно заниматься с ребёнком 4-5 лет, и лишь потом нужно учить его читать.

Важно, чтобы сами родители читали. Если ребёнок часто будет видеть вас с книгой, у него тоже появится интерес к книге, чтению.

У маленьких детей обязательно нужно проверить подъязычную уздечку: она может быть короткой или вообще сросшейся- необходимо как можно раньше подрезать, но не забыть: после этого нужно учить ребёнка поднимать язык вверх, иначе слизистая может быстро зажить, и процедуру придётся повторить.