«Юные экологи» Экологическая тропа в подготовительной группе

Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию интересов. Необходимо научить детей беречь и любить природу.

Цель : Формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Задачи :

  1. Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия.
  2. Формирование знаний о природе.
  3. Развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение
  4. Воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе.
  5. Знакомство детей с разнообразием лекарственных растений, их биологическими особенностями, закрепление знаний о ценности их для здоровья.
  6. Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране.
  7. Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
  8. Развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе: беседы, наблюдения, исследовательская деятельность, решение экологических ситуативных задач; трудовой десант;  игры (дидактические, соревновательные,  подвижные);

Ход развлечения.

В группу приносят большой конверт. Воспитатель вскрывает его и читает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! К вам обращается Природа. Помогите мне, пожалуйста, меня замусорили, спасите! Приглашаю вас на экологическую тропу. Карту прилагаю».

Воспитатель : Ребята, поможем нашей Природе? Спасем ее?

Рассматривание карты. Дети одеваются на прогулку.

Выходят на улицу.

1 этап: игра «Экологический светофор»

-А знаете ли вы правила поведения в лесу?

— Давайте повторим их.

1. Не рви в лесу, на лугу цветов.

2.Не ломай, не руби ветки деревьев и кустарников.

3. Не лови бабочек, шмелей и других насекомых.

4. Не сбивай грибы.

5. Не разжигай костёр.

– Ребята! Мы будем заботиться о природе, чтобы в нашем детском саду было всегда красиво, чтобы цветы цвели, пели птицы.

Решение экологических задач

Ход игры.

Воспитатель дает каждому ребенку два круга: зеленый и красный

Воспитатель: Я расскажу вам несколько историй. Если вы считаете, что герои рассказа ведут себя правильно, «зажигают» зеленый свет, а если неправильно, красный.

1.Вова с Ирой гуляли в саду. Вдруг они увидели : мальчики залезли на рябину и стали рвать зеленые ягоды. Под весом детей одна ветка сломалась. « Слезайте и уходите!» — сказали Вова с Ирой. В них полетела горсть зеленых ягод, но они снова повторяли свои слова. Мальчики убежали. А вечером Вова и Ира посоветовались с папой, как помочь сломанной рябине.

В: Как вы считаете, Ира с Вовой вели себя правильно?

2.Юля с папой шли через луг и увидели птичку, которая беспокойно перелетала с места на место. «Она так волнуется, потому что где-то рядом ее гнездо», — сказал папа. «Давай поищем ее гнездо», — сказала Юля. «Птичке это не понравиться, -сказал папа.- Когда придем домой, я покажу тебе книгу о птицах. Там есть фотографии их гнезд».

Как вы думаете, папа правильно поступил?

3.Лена с родителями поехала за город на машине. Когда они подъехали к лесу, папа спросил: «Где остановимся?» Можно было свернуть с дороги и поехать между деревьями вглубь леса. Кто-то уже так поступал, и следы от машин остались надолго. Поэтому тут почти не росла трава. Родители Лены решили в лес не въезжать. Они оставили машину на дороге и отправились в лес пешком.

-Как вы думаете, правильно поступили родители Лены.

-Молодцы ребята, вы верно ответили на все вопросы..

2 этап « Мусору бой»

Воспитатель: А теперь мы пройдем на наш участок и поможем Природе. Мы уберем наш участок от мусора: камней, палок и стекла. Сгребем листья в кучи.

Идет уборка участка.

Воспитатель: Ну вот, посмотрите, на нашем участке стало чисто и уютно. А сейчас мы поиграем в игру «Природа благодарит или сердится».

Ход игры :

Воспитатель просит детей ответить на два вопроса:

-За что бы природа сказала вам «спасибо?»

-За что бы природа могла на нас рассердиться?

Дети получают фишки: за ответы на первый вопрос красного цвета и зеленого цвета за ответы на второй вопрос.

В конце игры можно предложить зеленые фишки отдать воспитателю, а яркие оставить себе, подчеркивая, что природа никогда не рассердится, если к ней относиться бережно.

Проведение подвижных игр «Раз, два, три – к дереву беги», «Кто быстрей займет пенек» и т.д.

3 этап « Птичий городок»

Воспитатель: «Ребята, а кто из вас знает, что это такое?»

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

Ответ: Кормушка

-Молодцы! Правильно, это кормушка. А для кого эта кормушка?

Дети: Эта кормушка для птиц

— Как красиво поют птицы. Мы слышим их голоса, записанные на пластинку. А где можно услышать голоса птиц в природе?

Дети: В лесу, в парке.

— Можно послушать пение птиц и на территории нашего детского сада. Каких птиц мы встречали здесь?

Дети: Воробьёв, ласточек, грачей, голубей.

— Как мы с вами заботимся о птицах?

Дети: насыпаем корм в кормушку: семечки, хлебные крошки, зёрнышки.

-А какие птицы живут в лесу?

Дети: Скворцы, грачи, совы.

— Что нужно делать для того, чтобы пели птицы?

Дети: Для того, чтобы пели птицы, взрослые и дети охраняют зелёные насаждения, вешают скворечники.

Подвижная игра «Перелет птиц».

Ход игры.

Дети стоят врассыпную на одном конце площадки. Они – птицы.

По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» — птицы летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по площадке). По сигналу: «Буря!» — птицы летят на возвышенность – скрываются от бури на деревьях. Когда воспитатель говорит: «Буря прекратилась», — птицы спускаются и снова летят.

Воспитатель должен находиться возле приборов для лазанья, чтобы в случае надобности оказать помощь.

Участники делятся на две команды: «Вороны» и «Воробьи». Их дома находятся на противоположных сторонах площадки, за чертой. Посредине проводится еще одна черта. На расстоянии одного шага от нее по ту и другую сторону выстраиваются команды спиной друг к другу.

Воспитатель говорит: «Приготовиться!» — а затем дает сигнал той команде, которая должна ловить. Если он сказал «Вороны» то дети из команды «Воробьи» бегут в свой домик, а дети из команды «Вороны» поворачиваются и ловят их, только до границы дома убегающих.

Подсчитывается количество пойманных, затем все снова выстраиваются и ждут следующего сигнала.

Игра «Цапли и лягушки»

Посреди игровой площадки чертят большой круг (пруд). С помощью считалки выбирают двух цапель. Цапли занимают место на противоположных сторонах «пруда». Остальные дети – лягушки. Они прыгают на двух ногах по всей площадке и говорят:

Мы зеленые лягушки

Веселимся на опушке,

Здесь у нас рядом пруд –

Цапли в нем нас не найдут.

После слов «не найдут» «лягушки» прыгают в пруд, а «цапли» стараются их запятнать.

Воспитатель : Ну вот, мы с вами приблизились к следующему этапу нашей экологической тропинки.

4 этап «Полезный чай»

Воспитатель -.Обратите внимание, на карте видно, что следующий этап нашего маршрута находиться в группе. Интересно, что нас там ждет?

Группа заходит в детский сад, дети раздеваются.

Дети находят коробку с картинками шиповника, цветками зверобоя и липы.

Рассказ воспитателя о лекарственных растениях. Воспитатель  вручает детям эмблемы и поздравляет детей.