Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию интересов. Необходимо научить детей беречь и любить природу.
Цель : Формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Задачи :
- Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия.
- Формирование знаний о природе.
- Развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение
- Воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе.
- Знакомство детей с разнообразием лекарственных растений, их биологическими особенностями, закрепление знаний о ценности их для здоровья.
- Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране.
- Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
- Развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности.
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе: беседы, наблюдения, исследовательская деятельность, решение экологических ситуативных задач; трудовой десант; игры (дидактические, соревновательные, подвижные);
Ход развлечения.
В группу приносят большой конверт. Воспитатель вскрывает его и читает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! К вам обращается Природа. Помогите мне, пожалуйста, меня замусорили, спасите! Приглашаю вас на экологическую тропу. Карту прилагаю».
Воспитатель : Ребята, поможем нашей Природе? Спасем ее?
Рассматривание карты. Дети одеваются на прогулку.
Выходят на улицу.
1 этап: игра «Экологический светофор»
-А знаете ли вы правила поведения в лесу?
— Давайте повторим их.
1. Не рви в лесу, на лугу цветов.
2.Не ломай, не руби ветки деревьев и кустарников.
3. Не лови бабочек, шмелей и других насекомых.
4. Не сбивай грибы.
5. Не разжигай костёр.
– Ребята! Мы будем заботиться о природе, чтобы в нашем детском саду было всегда красиво, чтобы цветы цвели, пели птицы.
Решение экологических задач
Ход игры.
Воспитатель дает каждому ребенку два круга: зеленый и красный
Воспитатель: Я расскажу вам несколько историй. Если вы считаете, что герои рассказа ведут себя правильно, «зажигают» зеленый свет, а если неправильно, красный.
1.Вова с Ирой гуляли в саду. Вдруг они увидели : мальчики залезли на рябину и стали рвать зеленые ягоды. Под весом детей одна ветка сломалась. « Слезайте и уходите!» — сказали Вова с Ирой. В них полетела горсть зеленых ягод, но они снова повторяли свои слова. Мальчики убежали. А вечером Вова и Ира посоветовались с папой, как помочь сломанной рябине.
В: Как вы считаете, Ира с Вовой вели себя правильно?
2.Юля с папой шли через луг и увидели птичку, которая беспокойно перелетала с места на место. «Она так волнуется, потому что где-то рядом ее гнездо», — сказал папа. «Давай поищем ее гнездо», — сказала Юля. «Птичке это не понравиться, -сказал папа.- Когда придем домой, я покажу тебе книгу о птицах. Там есть фотографии их гнезд».
Как вы думаете, папа правильно поступил?
3.Лена с родителями поехала за город на машине. Когда они подъехали к лесу, папа спросил: «Где остановимся?» Можно было свернуть с дороги и поехать между деревьями вглубь леса. Кто-то уже так поступал, и следы от машин остались надолго. Поэтому тут почти не росла трава. Родители Лены решили в лес не въезжать. Они оставили машину на дороге и отправились в лес пешком.
-Как вы думаете, правильно поступили родители Лены.
-Молодцы ребята, вы верно ответили на все вопросы..
2 этап « Мусору бой»
Воспитатель: А теперь мы пройдем на наш участок и поможем Природе. Мы уберем наш участок от мусора: камней, палок и стекла. Сгребем листья в кучи.
Идет уборка участка.
Воспитатель: Ну вот, посмотрите, на нашем участке стало чисто и уютно. А сейчас мы поиграем в игру «Природа благодарит или сердится».
Ход игры :
Воспитатель просит детей ответить на два вопроса:
-За что бы природа сказала вам «спасибо?»
-За что бы природа могла на нас рассердиться?
Дети получают фишки: за ответы на первый вопрос красного цвета и зеленого цвета за ответы на второй вопрос.
В конце игры можно предложить зеленые фишки отдать воспитателю, а яркие оставить себе, подчеркивая, что природа никогда не рассердится, если к ней относиться бережно.
Проведение подвижных игр «Раз, два, три – к дереву беги», «Кто быстрей займет пенек» и т.д.
3 этап « Птичий городок»
Воспитатель: «Ребята, а кто из вас знает, что это такое?»
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
Ответ: Кормушка
-Молодцы! Правильно, это кормушка. А для кого эта кормушка?
Дети: Эта кормушка для птиц
— Как красиво поют птицы. Мы слышим их голоса, записанные на пластинку. А где можно услышать голоса птиц в природе?
Дети: В лесу, в парке.
— Можно послушать пение птиц и на территории нашего детского сада. Каких птиц мы встречали здесь?
Дети: Воробьёв, ласточек, грачей, голубей.
— Как мы с вами заботимся о птицах?
Дети: насыпаем корм в кормушку: семечки, хлебные крошки, зёрнышки.
-А какие птицы живут в лесу?
Дети: Скворцы, грачи, совы.
— Что нужно делать для того, чтобы пели птицы?
Дети: Для того, чтобы пели птицы, взрослые и дети охраняют зелёные насаждения, вешают скворечники.
Подвижная игра «Перелет птиц».
Ход игры.
Дети стоят врассыпную на одном конце площадки. Они – птицы.
По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» — птицы летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по площадке). По сигналу: «Буря!» — птицы летят на возвышенность – скрываются от бури на деревьях. Когда воспитатель говорит: «Буря прекратилась», — птицы спускаются и снова летят.
Воспитатель должен находиться возле приборов для лазанья, чтобы в случае надобности оказать помощь.
Участники делятся на две команды: «Вороны» и «Воробьи». Их дома находятся на противоположных сторонах площадки, за чертой. Посредине проводится еще одна черта. На расстоянии одного шага от нее по ту и другую сторону выстраиваются команды спиной друг к другу.
Воспитатель говорит: «Приготовиться!» — а затем дает сигнал той команде, которая должна ловить. Если он сказал «Вороны» то дети из команды «Воробьи» бегут в свой домик, а дети из команды «Вороны» поворачиваются и ловят их, только до границы дома убегающих.
Подсчитывается количество пойманных, затем все снова выстраиваются и ждут следующего сигнала.
Игра «Цапли и лягушки»
Посреди игровой площадки чертят большой круг (пруд). С помощью считалки выбирают двух цапель. Цапли занимают место на противоположных сторонах «пруда». Остальные дети – лягушки. Они прыгают на двух ногах по всей площадке и говорят:
Мы зеленые лягушки
Веселимся на опушке,
Здесь у нас рядом пруд –
Цапли в нем нас не найдут.
После слов «не найдут» «лягушки» прыгают в пруд, а «цапли» стараются их запятнать.
Воспитатель : Ну вот, мы с вами приблизились к следующему этапу нашей экологической тропинки.
4 этап «Полезный чай»
Воспитатель -.Обратите внимание, на карте видно, что следующий этап нашего маршрута находиться в группе. Интересно, что нас там ждет?
Группа заходит в детский сад, дети раздеваются.
Дети находят коробку с картинками шиповника, цветками зверобоя и липы.
Рассказ воспитателя о лекарственных растениях. Воспитатель вручает детям эмблемы и поздравляет детей.