О развитии мотивов в готовности к школе.

  1. Учебно-познавательный мотив — интерес к новым знаниям, желание научиться чему — то новому

При доминировании учебно-познавательного мотива — ребенок занимается хорошо лишь тогда, когда ему это интересно. Не любит упражнения, основанные на многократных повторениях и требующие усердия и усидчивости. Такие ученики в младшей школе учатся на среднем уровне. но в средней школе начинают учиться лучше. Часто, про таких учеников учитель говорит: «Умный, но ленивый».

  • Оценочный мотив — стремление получить высокую оценку и одобрение взрослого — «Я хочу в школу, потому что там буду одни пятерки получать»

При доминировании оценочного мотива — усердие на уроке зависит от похвалы педагога. Низкий уровень самостоятельности при выполнении заданий. Неуверенность и частые вопросы взрослому: «Я правильно это сделал?». Пытается не думать, а уловить эмоциональную реакцию педагога. Конкурирует с одноклассниками за «пятерки», за вызовы к доске, за похвалу учителя. Очень обижается на тех, кто успешнее его. Часто плачет.

  • Позиционный мотив — интерес к внешней атрибутике школьной жизни — «Хочу в школу, потому что там большие, а детском саду все маленькие»

При доминировании позиционного мотива — концентрация на уроке зависит от наличия атрибутики и пособий. Интерес к школе угасает достаточно быстро. Формируется стойкое нежелание учиться. С такими детьми работу по формированию мотивов надо начинать задолго до поступления в школу. При доминировании внешнего мотива — ребенок занимается только под нажимом педагога. Большая вероятность формирования негативного отношения к школе и учению.

  • Внешний мотив — «Я пойду в школу, потому что мама и папа так сказали»

При доминировании внешнего мотива и при недостаточном развитии познавательного и социального мотивов — есть вероятность формирования негативного отношения к школе. Сам же внешний мотив не оказывает существенного влияния на учебную активность и школьную успешность.

  • Игровой мотив — «Хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»

При доминировании игрового мотива — ребенок может заниматься, только если урок проходит в игровой форме. Ученик на уроке делает не то, что задано, а то, что ему хочется — смотрит в окно или рисует в тетрадке картинки, или играет ручкой или вообще ходит по классу, не понимая роль учителя.

Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной сфере 6- 7 летнего ребенка, и каждый из перечисленных мотивовоказывает определенное влияние на характер учебной деятельности будущего ученика.

Достаточно развитые учебно-познавательный, оценочный и позиционный мотивы оказывают положительное влияние на школьную успеваемость.

Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе — одна из важнейших задач семьи. Основные человеческие потребности, прежде всего, социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются с ранних лет жизни ребенка.

Если у Вас возникло желание узнать о результатах диагностики и получить рекомендации о  готовности к школьному обучению Вашего ребенка — приходите на консультацию!

Педагог-психолог

Панькина   Татьяна Геннадиевна