Звери земные

«Блажен, иже скоты милует» (Прит. 12,10.)

В зимнюю Вифлеемскую ночь новорожденного Богомладенца согревали дыханием ослики и волы. Искушаемый сорок дней в пустыне, Христос «был со зверями» (Мк. 1, 13). В Ветхом Завете известен случай из жития пророка Даниила, когда Бог по молитве пророка заградил уста львов во рву, куда бросили Даниила на растерзание зверям. Пророка Илию кормили вороны, пока он был в пустыне.

У угодников Божиих особые отношения с животным миром. Мученик Неофит повелевал львами, один вид которых вызывает у человека ужас. Хищники вырыли могилы для погребения Павла Фивейского и Марии Египетской. Преподобный Герасим исцелил больного льва, и тот стал служить ему. Старец нарек зверю имя Иордан. Лев пас монастырский скот, возил на себе воду для братии. Когда преподобный умер, лев Иордан испустил дух на его могиле.

Когда страстотерпца Василиска вели на казнь в утыканных гвоздями железных башмаках, он то и дело спотыкался, обагряя дорогу кровью. Навстречу шло стадо волов. Они остановились и как один преклонили колена перед мученичеством святого. Порой Божьи твари разумнее нас. Преподобный Нектарий Оптинский говорил: «Ной звал людей в Ковчег, а пришли одни скоты (животные)».

Мученик Фалалей, брошенный в снедь диким зверям, вверг палачей в недоумение: медведица стала лизать его раны, а лев и львица растянулись у ног, как агнцы. То же произошло и в житии мученицы Татьяны.

Русские святые Сергий Радонежский и Серафим Саровский кормили медведей из рук, как котят. «Преподобному Герасиму служил лев, а мне, убогому, медведь. Видимо, и зверь неразумный в послушании у нас пребывает», – говорил преподобный Серафим.

Грузинский святой Шио Мгвимский повелел волкам убраться из леса, узнав от мирян, что волки нападают на людей по пути в монастырь. Вожака волчьей стаи он «наказал» следующим образом: три года волк должен был поститься вместе с монахами (жить на хлебе и воде) и исполнять послушание – носить на себе воду для нужд братии из дальнего источника. По истечении трех лет Шио призвал к себе волка, который верно прослужил святому, ни разу не нарушив поста во искупление преступлений волчьей стаи против людей. Шио разрешил волка от поста и тяжкого послушания и сказал: «А теперь иди с миром, ищи своих собратий и никогда не вреди людям». Волк мгновенно убежал в лес, и никогда больше никто не слышал о волках в Мгарских лесах.

Такую власть праведников над животными можно наблюдать не только в древние времена. Перед революцией странник Тит призывал всех уходить в леса, ибо грядет горе бескрайнее. Он умер в тайге у Тобольска. Его тело трое суток стерег медведь, который указал на него охотникам. Впоследствии на могилу Тита ходили много зверей и кланялись ему, ибо он ни разу в жизни не согрубил ничему живому.

В то место, где работали заключенные в годы советских гонений, повадился громадный медведь. Он выходил из чащи и ложился у ног новомученика владыки Стефана (Беха). Все, в том числе и охранники, в ужасе разбегались, а святитель, лучась улыбкой, потчевал хищника арестантской «пайкой». Он не боялся: Сам Господь дал обет охранять верных, когда они наступят на аспида и василиска (Пс. 90, 13). Любящие его могут безболезненно брать в руки ядовитых змей (Мк. 16, 18), заграждать уста львов (Евр. 11, 33). Таковым возвращается образ Божий, померкший для потомков Адама, они обретают дары праотца, утраченные через падение.

Блаженный Феофил под Киевом тоже кормил зверей, сбегавшихся к нему со всей дубравы Голосеевской. Он приручил своенравного бычка, который стал смирнее овечки, и ездил на нем вместо лошади задом наперед, углубившись в Псалтирь, а бычок сам знал, куда везти юродивого старца.

Вот и матушка Алипия Голосеевская взошла на такую высоту сочувствия ко всему живому, что разговаривала с травами, с птицами, зверями, пророчествовала на тварях бессловесных. Мать Алипия несла тяжкий крест, вымаливая больных, и звери ей в этом помогали. Природный мир дан человеку для гармонии. Матушкины котики были больные, с гнойниками, сухими лапками. Курочки тоже были тощие, шелудивые, падали с насестов. Она вымаливала людей, и вражья сила, не имея власти подступать к людям, нападала на животный мир. «Почему у вас звери такие больные? – однажды спросили матушку. – Люди блудно живут, кровосмешение делают, все отражается на тварях земных».

«Вся тварь совокупно стенает и мучится доныне», – возвещает людям богоглаголивый апостол Павел в «Послании к Римлянам» (8, 22).Природа страдает за согрешившего человека. Когда мы совершаем беззаконие, хотя бы в сердце своем, на другом конце земли может произойти катастрофа. А когда молимся, вместе с нами молится вся тварь земная.

Старец Варсонофий Оптинский заметил, что многие животные обладают двойным зрением, то есть видят духов, а из людей их видят единицы. В Библии (Ветхом Завете) ослица видела Ангела, загородившего ей путь, а Валаам, сидевший на ней, не видел.

Святые утверждают, что котики, голуби тоже молятся. Однажды матушка Алипия читала правило, а котик, дремавший рядом, вдруг подошел к ней и опустился на коленочки.

Многие святые имели любовь к крылатым созданиям. Преподобный Парфений Киевский в отрочестве сподобился благодатного видения. Ночью он спал под открытым небом и вдруг узрел белоснежного голубя, тихо реющего над ним. С рассветом голубь не улетел, а как бы растаял в воздухе. С этого момента сердце отрока уже не прельщалось ничем земным.

Гонимый от властей игумен Иосиф (в схиме Амфилохий) Почаевский, увлекался разведением голубей. В шестидесятые годы, когда милиция запретила ему молиться дома, он стал совершать вычитки на голубятне, куда болящие взбирались по небольшой лесенке.

Во Фроловском монастыре почитается могилка епископа Феодора. Вот диво дивное: на похороны епископа Феодора слетелись стаи невесть откуда взявшихся голубей, словно солнце закрыло сизым облаком. Был голод суровых 20-х, епископ кормил птиц, и небесные братья сопровождали его гроб до места погребения. Долго сидели голуби вокруг свежего холмика, плеща по воздуху крыльями, как бы недоуменно разводя руками: умер, как же так? В монастыре решили, что покойный угодил Господу житием своим. И действительно, несколько лет назад при ремонте церкви захоронение было вскрыто, и все увидели, что епископ Феодор почиет в благообразии: сохранилось облачение, митра, позеленевшая от времени серебряная лента на груди. От тела исходил дивный аромат.

Преподобный Лаврентий Черниговский тоже любил кормить птиц. Когда выносили гроб с его телом, крылатые его подопечные летали над процессией и кричали, как будто прощаясь с родным кормильцем.

Осенью 1917 года Оптину пустынь посетил протоиерей Сергий Сидоров. Когда он направлялся к ранней обедне в скит, увидел, как на крыльцо вышел старец Нектарий в белом подряснике. Осененный золотом рассвета, старец поднял руки, и вокруг него закружилась стая голубей. Слетались, как к Адаму безгрешному, садились на плечи, падали к ногам и опять взмывали ввысь легкими искрами.

Птицы небесные – надежные предстатели пред Господом. Во многих случаях, когда надо вымолить грешную душу, старцы благословляют кормить голубей. Один человек опился вином и умер. Родственники послали деньги на Афон на помин души. Пришло письмо: «Молитва не принимается». Добавили еще столько же. Через некоторое время получают переводом всю сумму и письмо: «Мы молились Господу о вашем усопшем, но, видно, наши молитвы не угодны Господу – Он не принимает их, или, может, усопший ваш был грешник большой? А вы лучше вот что сделайте: купите на эти деньги зерна для птиц, корма всякого для зверюшек лесных и рассыпьте в лесу может быть, птицы и звери Господа умолят».

Звери помогают человеку стяжать добродетели жалости, любви, милосердия, если иные возможности пробудить их закрыты. Человек призван на служение не только Богу и ближнему, но и «братьям нашим меньшим», страдающим по причине грехопадения человека и по причине «умножения беззакония» на земле.